Порочный круг косности образования

ВКонтакте / 25 Дек 2017 Григорий Арзаманов

Я не планировал начинать блог с критики чего-либо, в том числе образования, но поток мыслей сам меня вынес туда, где я в итоге оказался. Тем не менее, надеюсь, что в итоге получилась не голая критика, а более-менее конструктивные идеи, которые выросли просто из личного опыта и восприятия студенческой жизни.

Сегодня, в годину сессии, в перерыве между зачётом и работой обсуждал с однокашником его карьерные перспективы. Перспективы, как водится, довольно туманные, а карьерный вектор неопределённый. Мне льстило, что после долгих перипетий я наконец определился со своим профессиональным будущим (хотя бы примерно) и уже не испытывал тех сомнений и мук выбора, какие испытывал мой неопределившийся товарищ. Хотя, с другой стороны, это можно было объяснить тем, что на нашем факультете — международных отношений — я оказался почти случайно и свою карьеру собирался строить в другой области.
Мой выбор, явно отличный от выбора типичного студента-международника позволил мне пойти работать на 4 курсе в место, где я мог бы приобрести новые навыки, в некотором смысле начать обучение практикуясь, обучение непохожее на содержание моего учебного курса. В некотором смысле я сам добавил себе новые «предметы», подкорректировал свою программу.

Я заметил, что мой ответ на вопрос «где ты учишься?»: «факультет мировой политики МГУ» — вызывает у многих однозначную ассоциацию с одной профессией — дипломат. У моих же однокурсников в массе название нашей специальности вызывает весь спектр эмоций и реакций от негодования до лёгкой насмешки: мало кто воспринимает её всерьёз и ещё меньшее количество людей ясно видит свои карьерные перспективы. Очевидно, что не все выпускники пойдут строить свою карьеру в дипломатической сфере, так как такое количество людей, выпускающихся каждый год, там явно не требуется, и к тому же с этой задачей неплохо справляется профильный университет МГИМО, признанный как в России, так и за рубежом.

По этой причине многие не видят смысла в своём образовании, хотя, на мой взгляд, это не так. Образование международника универсально и может быть применено во многих областях, оно не ограничено дипломатической службой, поскольку учебные программы подразумевают изучение как дисциплин, связанных с политологией и историей, так и с экономикой. Такие специалисты могут быть востребованы в банковской сфере, в консалтинге или в разного рода аналитике.

Особенность образования в России, и не только в России, заключается в том, что учебный план не гибок, и не динамичен. Это довольно очевидная мысль: чтобы стать хорошим специалистом любой студент должен сам осваивать новые навыки и умения, не предусмотренные программой: новые методы, разного рода ПО. Навыки работы с профессиональными программами — это в принципе отдельная статья, потому что то, чем занимаются на парах по информатике на гуманитарных факультетах, порой, поражает воображение (в плохом смысле слова). Проблема в том, что курс не поддаётся конструированию. Кто-то видит себя в аналитике, и этому человеку нужно научиться пользоваться рядом программных продуктов, а кому-то, может, достаточно хорошо делать презентации в PowerPoint (умение представлять себя и свои идеи тоже очень важно, и этому также далеко не всегда учат). Если бы студенты могли влиять на состав своей программы, они могли бы выбирать уровни продвинутости тех или иных курсов в зависимости от своих потребностей.

Возвращаясь к моему сегодняшнему собеседнику: студенты не могут сформулировать свои будущие карьерные ориентиры, потому что не видят, где вообще может пригодиться их образование, учитывая, что все они такие разные, а программа у них практически не отличается за исключением некоторых специфических дисциплин, меняющихся от кафедры к кафедре. Отсутствие карьерных ориентиров лишает видения будущего, что может привести к апатии, не только в отношении к ещё не начавшейся карьеры, но и к ещё не закончившемуся процессу обучения, что безусловно может плохо сказаться на академической успеваемости студента (что не так важно) и в следствие этого на его знаниях и навыках (что важнее). В конце концов, эта апатия влияет на восприятие будущей профессии и лишает всякого желания меняться и совершенствовать свои навыки и умения.

Более широкие возможности для конструирования своего учебного плана: дифференциации их по степени погружения в предмет, возможность добавления нужных и удаления ненужных курсов из программы по усмотрению студента — могут, как мне кажется, разорвать этот порочный круг и реализовать весь потенциал своего, в целом, качественного разностороннего образования для достижения целей в своей будущей карьере.